Загрузить еще

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр
Фото: REUTERS/Lukasz Glowala

Подвалы и убежища менее чем за неделю стали нашим вторым домом. Для многих жителей Киева, Харькова и других городов - первым.

Новое поколение украинцев растет под звуки сирен и взрывов, и задача взрослых - хоть как-то пытаться спасать их детство.

Главное для этого, конечно, делает наша армия, а мы в своих подвалах можем и должны не дать ребенку бояться. Поэтому давайте не вести при детях бесконечные разговоры о продуктах, лекарствах, боевых сводках. Лучше вспомним, что лучший способ переключиться - это играть.

Психолог Неля Куцак вместе с коллегами разработали целый комплекс игр, которые будут не только отвлекать детей, но и развивать мышление и фантазию. Причем подойдут они не только маленьким, но и взрослым. Ведь, как говорят психологи, во время стресса игры детей могут стать «регрессивными», то есть старшие опять играют в игры малышей. А в нынешних условиях и для них это возможность расслабиться, хоть немного «выдохнуть» стресс и дать почувствовать своему ребенку, что вы рядом и ему ничего не угрожает.

БЛОК 1 - ИГРЫ СО ЗВУКОМ

Очень важно помнить, что аудиальный канал восприятия во время гула сирен находится в особой нагрузке, поэтому нужно его «занять». Что можно делать?

  1. Петь хором.
  2. Орать кричалки против утипутина и российской армии.
  3. Слушать в наушниках аудиосказки и музыку.
  4. Взять с собой гитару, устроить для всех концерт.

Лепка из пластилина эффективнее успокаивает ребенка, чем рисование. Фото: Press 👍👍 Love you 💖 с сайта Pixabay

Лепка из пластилина эффективнее успокаивает ребенка, чем рисование. Фото: Press 👍👍 Love you 💖 с сайта Pixabay

БЛОК 2 - ИГРЫ С ТЕЛОМ
  1. Пластилин - специалисты отмечают, что сейчас лепить может быть эффективнее, чем рисовать.
  2. По возможности взять с собой подушки, чтоб сделать домик.
  3. Нитки, чтоб вокруг себя «прочертить» круг безопасности.
  4. Оригами.
  5. Кинетический песок.
  6. Делать мотанки из платочков и раздавать детям в убежище.
  7. Учиться жонглировать - чем угодно.
  8. Волшебные прикосновения: представить, что тело - музыкальный инструмент. И каждая его часть издает свой звук. Прикасаться ладошкой, а ребенок поет, мычит, кукарекает и прочее.
  9. «Я - животное». Показывать жестом, позой, звуками любое животное. Второй партнер по игре отгадывает.
  10. Выдувать мыльные пузыри.
  11. «Докричаться до Луны»: представить, что нужно крикнуть послание космонавтам или инопланетянам. Можно кричать из разных углов комнаты друг другу, можно направлять звук «далеко-далеко».
  12. «Выдохнуть облако»: представить, что вдохнули облако и выдохнуть его со звуком, можно с грозой и молнией, топая ногами.
  13. «Погода»: можно идти, можно стучать подушечками пальцев (лучше ногтями): вначале солнышко и легкий ветер (идем - стучим медленно, мягко и тихо), затем ветер крепчает, начинается дождь (идем быстрее и топаем). Дождь усиливается - топаем сильнее, ливень - прыгаем, гроза - ураган - прыгаем, дуем и кричим, ветер успокаивается, дождь стихает - постепенно идем тише и медленнее. Заканчиваем «хорошей погодой».
  14. «Клац-клац»: клацать зубами, будто от холода, затем показывать зубы, как обезьянки, скалиться и рычать, как тигры. После этого превратиться в людей.
  15. «Лети!»: дуть друг на друга, как на перо. Позволить себе подуть на родителя, чтобы «сдуть» его с места.
  16. «Толкалки»: «оттолкнуть воздушной волной» родителя (партнера по игре), сделав жест руками. Родитель «отлетает» от ребенка.
  17. «Подушечный бой».
  18. «Борцы сумо»: засунуть подушку под одежду и толкаться, подушка будет смягчать удар.
  19. Рвать бумагу, можно с рисунком, а потом собрать из обрывков коллаж.
  20. «Шкрябалки и дряпалки»: ногтями «прошкрябать» рисунок в тесте, в фольге, в крупе. В закрывающийся пакет залить краску, ребенок подушечками пальцев и ногтями процарапывает узоры.
  21. Боулинг: сбивать любые предметы. И взрослые должны позволять нарушить порядок.
  22. «Злой бобер»: придумать злое животное и вести себя так, как нам кажется, может себя вести это животное. Потом превратиться в доброе животное. Затем в человека.
  23. «Выпустить когти»: показать, как тигренок шипит и показывает когти, когда хочет защититься. Потом превратиться в человека.
  24. «В цель»: смять в руках бумагу и, как мячиком, попасть в цель.
  25. Кричать в «мешочек для крика». Или в стаканчик.
  26. «Бодалки да-нет»: бодаться руками или головой, говоря по очереди «да» или «нет».

БЛОК 3 - НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  1. Шахматы - шашки. Причем шашки - сбивать щелбанами (нам нужны «агрессивные действия»).
  2. Любые настольные игры.
  3. Карты.
  4. Расставлять доминошки и устраивать «цепную реакцию».

Психологи советуют: чем проще и даже тупее игра, тем лучше.

Шашки можно сбивать щелчками – это поможет выплеснуть эмоции. Фото: yaplakal.com

Шашки можно сбивать щелчками – это поможет выплеснуть эмоции. Фото: yaplakal.com

БЛОК 4 - РИСОВАНИЕ
  1. Мандалы, домики, радуги.
  2. Мечту.
  3. Самое безопасное, защищенное место.
  4. То, что хочется делать сразу после войны.
  5. Использовать раскраски.
  6. Ангелов.

БЛОК 5 - ИГРЫ СО СЛОВАМИ
  1. «Четыре слова»: выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ. Детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов.
  2. «Множество слов»: выбираем большое слово, из его букв каждый на своем листе составляем и записываем много маленьких. При этом вначале дети могут быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками.
  3. «Рисование словом»: выбираем «сложное» для ребенка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем им рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово. Для этого пишем его много раз в разных плоскостях.
  4. «Наоборот»: говорить слова задом наперед, не записывая их. Например, мыло - олым, весна - ансев.
  5. «Соединение»: написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова.
  6. «Покажи слово»: один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой.
  7. «Я загадал»: рассказать о загаданном слове, описывая, но не называя его. Например, «Я загадал - белый, холодный, скрипит под ногами, тает».
  8. «Индукция - дедукция». Игрок загадывает предмет, остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет».
  9. «Последняя буква»: каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  10. «Рифма»: называем 4 или 2 случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие.
  11. «Буква»: называем слова только на заданную букву. Усложненный вариант для взрослых: например, слова - предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку.
  12. «Ищем сходное»: называем два случайных слова - чем они могут быть объединены?
  13. «Волшебный язык»: для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю....).
  14. «Чепуха»: говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение.
  15. «Сказка»: сочиняем сказку вместе, когда каждый говорит по предложению.
  16. «Ассоциации»: один игрок называет слово, следующий - свою ассоциацию на это слово. Детям можно объяснить проще: скажи первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово.
  17. «Это слово умеет...»: описываем слово его «умениями». Можно слово сразу озвучить, а можно загадать, чтобы по его умениям угадать, что это.
  18. «Картина»: называем слово, по очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово. Например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого это чайная плантация и собиратели чая, для третьего - стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого - чайная церемония, для пятого - человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем.
  19. «Антонимы»: называем слова и ищем к ним антонимы.
  20. «Несуществующее слово»: придумываем несуществующие слова и что бы они могли означать на языке инопланетян.
  21. «Тарабарский язык»: говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать, о чем каждый говорит.
  22. «Вопрос»: один игрок задает вопрос, второй должен ответить на него вопросом - игра идет до тех пор, пока кто-то скажет предложение без вопроса. Например: Ты ел сегодня? А почему ты интересуешься? Разве это секретный вопрос? И т.д.

БЛОК 6 - ИГРЫ В ТЕЛЕФОНЕ

Психологи рекомендуют использовать игры в телефоне, где задействовано пространственное восприятие - типа тетриса. Ну и, конечно, мультфильмы, куда без них.

КСТАТИ

Для родителей, которые находятся с малышами в укрытиях, неравнодушные украинцы создали канал со сказками, которые можно загрузить и прослушать офлайн: https://t.me/pavlushaiyava